О чём не знают родители?

Консультации

Мой ребенок меня бьет. Что делать?

Эта злободневная тема знакома очень многим — агрессия детей дошкольного возраста (2-5 лет) по отношению к родителям.Агрессивное поведение в сторону братьев и сестер — это также частый случай. Но сегодня мы рассмотрим случай, когда именно с мамой (реже - с папой) малыш позволяет себе «распускать руки».На самом деле он может не только замахиваться и пытаться ударить, но и визжать, кричать, брыкаться, кусаться, царапаться, щипаться, биться головой и другими частями тела. Реального урона родителям такое поведение не наносит. Но очень часто накрывает волной обиды/злости/печали, что их собственный ребенок поднимает на них руку, то есть не любит, не уважает, не ценит и т. д.К счастью, детская агрессия «перерастается» при грамотном с ней обращении. 

Причина агрессивного поведения детей

Агрессивность в людях заложена природой.

Реакцию «бей» в ответ на опасность мы видим у животных, и дети, не имея изначально представления о «хорошо и плохо», часто проявляют те же животные повадки в случае, если «что-то идет не так» (психологи называют этот процесс фрустрацией).

Агрессивным поведением ребенок инстинктивно (а не специально) пытается изменить ситуацию и добиться своего. Но наша задача - не подавлять злость ребенка, а научить его справляться с этими эмоциями. Да, этот навык должен быть и у нас самих! Поэтому и здесь придется поработать над собой — самостоятельно или с психологом.

Пример.
Мальчик 4 лет хочет съесть конфету перед обедом. Мама прекрасно знает, что, съев сладкое, ребенок не станет есть основные блюда, поэтому она говорит: «Сладкое - только после обеда». Он просит снова и снова, но каждый раз слышит отказ. Это вызывает у него приступ ярости, и он бросается на маму с кулаками.Что делать нельзя:❗ Бить/толкать/кусать в ответ (чтобы понял, как мне больно и «не повадно было»).
Родитель для ребенка - это оплот безопасности. В случае, когда Вы проявляете ответную реакцию на агрессию, это эмоционально (а иногда и физически) травмирует ребенка.

❗ Ругать и наказывать за «плохое поведение».
Такие способы взаимодействия с детской агрессивностью повсеместно распространены, хотя они чаще всего приводят к плачевным последствиям.Ни ответная агрессия родителя, ни его крик, ни последующее наказание не приводит к переосмыслению своего поведения, поскольку ребенок при вспышке злости в возрасте 2-5 лет плохо контролирует свои реакции.«Запугать» его, конечно, получится.

Так чаще всего воспитывались наши мамы-папы-дедушки-бабушки. Но импульс «бей» в этом случае не прекращается, а заворачивается вовнутрь и появляется такое явление как аутогрессия (агрессия, направленная на себя).Именно по этой причине в речи вдруг возникают «я плохой», «я не люблю себя», ребенок в «сложные моменты» может ударить самого себя, начинают развиваться навязчивые движения (ребенок кусает губы, грызет ногти, вырывает волосы, трогает гениталии и т.п.), нервные тики и другие психосоматическое проблемы.

Что делать нужно

До ситуации
✅Стараться опережать «фрустрирующие» факторы.
В нашей ситуации – это убрать со стола конфеты, чтобы не провоцировать ребенка.

✅В повседневной жизни меньше продавливать малыша и без конца говорить «нет».
Это правило особо важно в кризисные периоды (например, в районе 3 лет), когда дети особенно чувствительны к негативным реакциям родителей.

✅ Напитывать ребенка вниманием, тактильным взаимодействием (игры/обнимашки/прикосновения), а не просто находиться рядом с ним.Маленьким детям как воздух нужно общение со значимым взрослым, иначе фрустрация накапливается и выстреливает агрессией в самый неожиданный момент.

В ситуации агрессии❗Не давать себя ударить, перехватывая и аккуратно (с любовью) удерживая руки/ноги/другие части тела малыша со словами «мы не деремся», «маму бить нельзя».У родителя остается сложная, но вполне выполнимая задача быть эмоционально устойчивым в этой ситуации. Очень важно внутри себя сочувствовать собственному ребенку в том, что его «несёт» и верить, что это не «гадкий характер», а естественный ход развития ребенка. При этом мягко, но настойчиво отстаивать свою позицию произносить: «Понимаю, ты хочешь конфету. Но нет, мы едим сладкое только после обеда».

❗Если ребенок продолжает «буйствовать» предложить ему альтернативу для выхода накопленной энергии.Это может быть специальная подушка для битья или специальный тканный «мешочек злости», куда ребенок будет кричать и выпускать пар. Ребенку важно разрешать рычать, топать ногами.Помните, что японцы придумали ставить в офисах манекены для битья с фотографией шефа? Этот способ помогает безопасно выпустить и утилизировать агрессию. Родителям важно подобрать для своего ребенка подходящий ему способ сброса негативной энергии.

❗За злостью всегда стоит печаль от того, что что-то не выходит так, как хотелось.Но до нее маленький ребенок очень часто добраться не может в связи с недозрелостью головного мозга. Пробуйте выводить малыша на слезы грусти, неся мысль «не всегда бывает так, как нам хочется».Для этого нужно реально сочувствовать ему и говорить слова поддержки («Ты так любишь сладкое, и так грустно от того, что есть сладкое круглые сутки невозможно»), быть внутри себя на стороне ребенка, утешать, обнимать его и брать на ручки, когда он будет готов к слезам.Ребенок не сразу, но постепенно научится грустить, а не бросаться с кулаками. А это означает, что мы научили его адаптироваться к обстоятельствам, которые не в его силах изменить (очень полезный навык для любого человека).

Успехов вам и малышу!

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

https://prosv.ru/articles/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v-semeynom-kodekse/ 

                                                                                                   

Акцентируйте внимание на позитиве!

Забирая ребенка из детского сада родители чаще всего задают ребенку вопросы, на которые развернуто не каждый малыш ответит. Но спросить свое чадо по-другому, чтобы понять, как он провел день в детском саду они не знают. Мы предлагаем Вам расширить диапазон вопросов и обсудить, о чем можно успеть поговорить с ребенком, забирая его из детского сада. 

Вопросы: «Ты ел? Спал? Как себя вел?» — неразвернутого типа и предполагают такие же неразвернутые ответы: «Ел-не ел. Спал-не спал. Хорошо-плохо.» если такой «закрытый» вопрос превратить в «открытый, развернутый», информации можно получить гораздо больше.

Про еду:

Что особенно понравилось или не понравилось из еды тебе сегодня. Почему.

Чем вас кормили в обед. Что-то из этого было вкусным?

Что полезного ты сегодня съел в детском саду. Чем оно было полезным.

Про сон:

Какой сон удалось сегодня увидеть в детском саду

О чем мечталось в тихий час.

Кто у вас сегодня крепко спал. А кому вообще не хотелось спать. Интересно почему.

Про поведение и про то, как вообще прошел день:

Чем порадовал тебя этот день в саду. Или чем запомнился.

С каким настроением пойдешь из детсада. Почему.

Была ли сегодня какая-то интересная игра в группе. А на прогулке. Кому она еще понравилась и почему.

Были ли сегодня трудности. Какие? Удалось ли их решить?

И было бы неплохо, если бы и вас ребенок спросил, как прошел ваш рабочий день. Что было интересного. Это ведь так важно побуждать детей интересоваться делами близкого окружения.

Я бы еще рекомендовала родителям расспрашивать своих детей о других детях в группе, задавая вопросы такого характера:

- Кто у вас сегодня был заметно грустным, веелым, подвижным, медлительным, дружелюбным, драчливым (вариант по желанию).

Получив ответ, развить тему, попросив ответить из-за чего это случилось, что этому способствовало и к чему это привело. Например, вы:

- Не просто так же Миша был особенно веселым. Что же его так развеселило?

Ваш ребенок:

- Он с новой игрушкой пришел сегодня.

- О, а что это за игрушка? Играл ею кто-то еще, кроме Миши?

И так далее.

Есть дети, которые не нуждаются во всяких побуждающих вопросах. Они развернуто все рассказывают родителям в самых ярких деталях. Но практика показывает, что таких меньше половины. С остальных информацию приходится вытягивать.

Да и для общения со своим ребенком это полезно. Он почувствует, что вы заинтересованы в его жизни, делах. А также научит ребенка правильно отвечать на вопросы и поспособствует развитию его связной речи.

                                                          

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie